В прошлом номере речь шла о «фигурах бриллиантового огня», «надписях» и прочих атрибутах низового фейерверка. На этот раз мы поговорим о том, что «стреляет», взлетает вверх и взрывается высоко в небе. Рассказывает заместитель директора компании «Пиротехническая коллекция» Дмитрий Алипкин.
Начнем с пиротехнических изделий, которые, вообще говоря, относятся фейерверку среднего уровня, потому что «стреляют» не более чем на 50-60 м.
Самое маленькое «стреляющее» изделие - римская свеча - представляет собой картонную трубку с пиротехническими элементами. При поджигании свечи они начинают выстреливать через равные промежутки времени(обычно от 10 до 18 выстрелов на высоту 15-45 м).
В Европе это изделие исключительно популярно: любой мало-мальски серьезный фейерверк проводится с использованием огромного количества римских свечей. К сожалению, у нас римские свечи используются весьма примитивным образом. Обычно в них заряжается полтора десятка цветных «комет», которые выстреливают не всегда регулярно и летят не всегда ровно. То, что мы можем видеть на наших фейерверках, не дает никакого представления о возможностях этого изделия.
Между тем есть масса вариантов «начинки» римской свечи. Можно получить «куст» из сотен мелких «звездок» (шариков горючего материала, которые, вспыхивая, дают в воздухе любой цвет); положить в свечу несколько швермеров - комет, взрывающихся в конце своего полета, или триолей - свистящих пиротехнических трубочек.
Римскую свечу заряжают даже маленьким салютным шариком, который летит вверх метров на пятьдесят и при разрыве дает сферу диаметром 15-20м.
Все эти элементы можно поместить в римскую свечу и одновременно. Представьте: из свечи выстреливают сначала кометы, потом - мелкие звездки, затем что-то летит с грохотом, со свистом - из одной трубки получается целый фейерверк!
Прелесть этого изделия еще и в том, что оно небольшое, относительно недорогое и из него очень удобно делать огромные композиции: «решетки», «стенки», «виктории», состоящие из нескольких сотен свечей.
- Сколько стоят римские свечи?
Свеча должна быть очень хорошо сделана. Некоторые некачественные изделия взрываются на старте - зрелище не очень приятное и небезопасное. Поэтому римская свеча со сложным наполнением не может быть дешевой. Цена зависит от диаметра трубки и количества заряженных изделий. Свеча может стоить 30 долларов, а может - 5 долларов.
- Где заказать сложные по составу свечи?
Лучшие производители этих свечей находятся в Европе: Италии, Испании, Австрии. Можно купить китайские изделия, но по качеству они не дотягивают до лучших европейских образцов. Кроме того, в Россию поставляется самая дешевая продукция. Еще одна составляющая фейерверка - бураки. Бурак напоминает укороченную римскую свечу очень большего калибра - от 60 мм до 125 мм. Элементы, разлетающиеся из бурака, поднимаются до 50-60 м.
- Бурак - русское название?
Конечно. По-английски он называется starmine - «звездная мина». Эта «мина» выстреливает из ствола мортиры, но не улетает наверх, как салютный шар, а разрывается сразу: из земли вырастает цветной «куст» звездок, бьют фонтаном кометы, летят швермеры, разрывающиеся с грохотом в вышине, либо свистящие триоли.
- Свистят триоли по-разному?
Высоту и продолжительность звука можно регулировать, изменяя диаметр и длину пиротехнической трубочки, используя разные составы. В Америке таким образом «исполняется» даже государственный гимн. А у нас триоли делают одного калибра, они все одинаково свистят.
- Китайские изделия тоже одинаково свистят?
Они могут свистеть по-разному, но у китайцев есть дорогая пиротехника, с которой работают многие западные компании, и дешевая - для таких стран, как наша. Наши торговцы часто заинтересованы в том, чтобы сорвать легкие деньги, и, соответственно, экономят на материале. Есть всякие нюансы, на которых можно сэкономить.
- «Англичане ружья кирпичом не чистят!».
Вот именно. Но, вообще говоря, бураки - не самый значимый и популярный элемент пиротехнических шоу. В мировой практике половина изделий, используемых во время фейерверка, - это римские свечи, процентов сорок - салютные шары, и лишь оставшиеся десять процентов приходятся на бураки. Дело в том, что с их помощью сложно получить большое разнообразие эффектов, эти изделия не дают большого простора фантазии. К тому же их нельзя компоновать, как римские свечи.
Главная составляющая высотного фейерверка - салютные шары (фейерверочные шары, «бомбы»). Их обычный диаметр - от 50 до 400 мм. Высота полета шара обычно связана с его калибром: 1мм калибра соответствует одному метру подъема изделия. Если калибр 100 мм, высота будет 80-120 м, 300-миллиметровый шар пойдет на высоту 250-300 м и т. д. Цвет салюта может быть любой: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Есть и специальные эффекты: кометный шлейф за каждой падающей «звездой», желтая «угольная парча», зависающая в небе после разрыва шара, белые мерцающие вспышки - глиттерный эффект и пр.
Существует два типа шаров. Первый называется «дробящаяся хризантема»: разрывной заряд находится в самом центре шара. При этом согласно закону Паскаля давление разрыва будет действовать во все стороны одинаково, обуславливая возникновение в небе «салюта» округлой формы. В более сложной разновидности «хризантемы» разрывные слои чередуются с горючим веществом. В результате салют три-пять раз меняет цвет - получается «волна» цветов, идущая из центра.
Ко второму типу относятся так называемые «покерные шары», или шары типа «букет». Заряд в них находится снизу. Взрываясь, шар «разваливается», «открывается», как веер. Конструкция шара определяет возможности его использования. Покерные шары позволяют получить сложные композиции: «букет», состоящий из сотен поднявшихся в небо шаров, «танцующие драконы» и пр. Шар начиняется трубочками с пиротехническим составом, при взрыве они вылетают и начинают кружиться со свистом. В принципе, шар можно зарядить теми же триолями, швермерами - чем угодно. В Советском Союзе делали шар, из которого вылетали маленькие римские свечи и, падая, начинали стрелять во все стороны, - эффект был очень красивый. Если звездку в «дробящихся хризантемах» выложить определенным образом, можно создать в небе различные фигуры: «Сердце», «Бабочку», пересекающиеся кольца, надпись «ОК». Правда, форма их должна быть несложной, близкой к окружности. «Написать» в небе длинное слово, да еще угловатыми буквами, с помощью салюта не получится: закон Паскаля не даст этому свершиться. Важно учесть еще один момент: шар крутится в полете и задуманную пиротехниками фигуру зрители смогут увидеть в небе, только если он ляжет в определенной проекции. Приходится использовать очень много шаров: тогда вероятность, что какой-то из них ляжет в нужном ракурсе, будет больше.
- То есть клиент может заплатить очень большие деньги и всё равно не yвидеть то, что хотел.
Да, это не все понимают. Рассчитать полет «с точностью до миллиметра» невозможно, поэтому такие спецэффекты всегда сложны.
С помощью шаров создают самые разные композиции. Одновременно запускают много маленьких шаров с приклеенными к ним кометами. Каждая из них оставляет в небе горящий след, что позволяет выстроить определенную картинку. В Японии делают огромный шар-"пагоду" сверху на него навешивают маленькие шарики. В полете они отваливаются и разрываются.
- Сколько может стоить шар?
Стоимость одного изделия, изготовленного вручную японцами, составляет 4 тысячи долларов. Стоимость одного китайского шара того же калибра, а возможно, и того же наименования, может составлять 30-40 долларов. Наши шары стоят от 10 до 100 долларов. Это цены производителей.
Очень качественные вещи делаются в Европе, причем каждая страна вносит что-то свое. Например, португальские салютные шары приклеивают к пакетным двигателям - картонным трубкам со спрессованным порохом. При поджигании вырывается мощная струя газа, которая толкает трубку вверх. Чтобы ракета летела ровно, к ней привязывают деревянный «хвост» - обычную рейку. Сверху на этот двигатель наклеивают шар, который взрывается, после того как ракета прогорела. Ракеты могут быть маленькими, а могут поднять и 10 кг.
У ракетного двигателя есть свои преимущества: шум и свист вырывающихся из сопла газов, куча искр вызывают восторг зрителей. Да и шар летит ровнее, чем выпущенный из мортиры, поэтому легче делать в небе картинки, о которых говорилось выше.
- Почему же ракеты, используется не так широко?
Они должны быть очень хорошо сделаны, иначе полетят не вверх, а в толпу или взорвутся на земле. Дешевые некачественные ракеты - чрезвычайно опасный вариант.
У итальянского салюта - своя специфика. Несколько «банок» с пиротехнической «начинкой» соединяются между собой и помещаются в пластиковые трубки. Вся эта конструкция выстреливается из мортиры. Первый взрыв происходит примерно через 2 секунды на высоте 150 м, второй - на высоте 75 м и т. д. Чем громче салют и чем больше мусора падает на землю, тем больше восторга это вызывает у зрителей. В Испании, которая обеспечивает качественной пиротехникой полмира, ничего подобного нет, там делают классические фейерверочные шары.
- А Япония чем славна?
Фейерверки в Японии - элемент национальной культуры. Японские салютные шары ручной работы - совершенно уникальные вещи. Секреты их создания передаются из поколения в поколение. В Японии есть остров, где каждая деревня делает один или несколько видов фейерверков. Представьте картину: мастер и его шар - метр двадцать диаметром, который вся деревня катала три месяца!...
- Шары делаются вручную даже на фабриках?
Технология их изготовления проста, главные секреты пиротехники - в горючем составе. Да и оборудование нужно, только чтобы изготовить корпус изделия, перемешать состав. Это как плетение лаптей: искусство, в котором не имеет смысла, да и не получится применить машины. Люди всегда будут готовы заплатить большие деньги за ручной труд, чтобы увидеть необыкновенную красоту.