Как выбрать компанию, предлагающую услуги по проведению пиротехнических шоу, мы уже писали. Сегодня речь пойдет о том, что нужно знать клиенту, когда он заказывает фейерверк, и как работать с той информацией, которую он получит. Рассказывает заместитель директора компании «Пиротехническая коллекция» Дмитрий Алипкин.
Прежде всего нужно оценить размер аудитории, то есть количество зрителей, которые будут смотреть фейерверк. На приватном мероприятии для 100 человек совсем не обязательно делать огромный фейерверк. На многотысячном городском празднике требуется фейерверк другого уровня, сложный и дорогой. На детском празднике устраивают совсем небольшой фейерверк: маленькие дети могут испугаться громких выстрелов, им хочется просто посмотреть на что-то крутящееся, сверкающее, «горящие» фигурки, картинки и т. д.
Выбор площадки
Выбор места для проведения фейерверка определяет очень многие параметры зрелища, поэтому нужно учесть следующие требования. Необходимо обеспечить безопасность зрителей. На центральных площадях городов сделать это сложно из-за близости торговых точек, аттракционов, концертной сцены, поэтому целесообразно использовать крыши близлежащих зданий в качестве площадки дня проведения фейерверка. Так намного проще обеспечить противопожарную безопасность и охрану площадки. Если неподалеку имеется река или озеро, то лучше всего декорации фейерверка расположить на противоположном берегу: бриллиантовый блеск огней, отражаясь or подпой глади, многократно уси-пи1 впечатление от зрелища. На открытой площадке (большом газоне, футбольном поле, центральной части парка, свободной от насаждений) фейерверочные декорации можно расположить широким фронтом и производить запуск пиротехнических изделий с нескольких точек, что тоже дает замечательный зрительный эффект. Хорошо, если площадка будет находиться с подветренной стороны от зрителей, чтобы им не мешал образующийся при горении дым. И наконец, после предварительного определения места фейерверка и консультации со специалистами необходимо согласовать площадку с управлением пожарного надзора.
Предварительные консультации
После того как место примерно определено, имеет смысл обратиться к нескольким компаниям с предложением поучаствовать в конкурсе (тендере) на проведение фейерверка.
- Во что обойдется конкурс?
Заказчику это абсолютно ничего не стоит. Он обращается с письмом к нескольким компаниям: «Мы планируем провести фейерверк тогда-то. Его ориентировочная стоимость такая-то. Пришлите, пожалуйста, ваши предложения, что, как и почему будет сделано». Кстати, гак можно получить и бес платные консультации по выбору места проведения фейерверка.
- Они даются по телефону или при выезде специалиста?
Конечно, на месте профессионал сразу сможет объяснить, что требуется для фейерверка, как он должен быть обеспечен, и предоставит пакет документов, необходимых для согласования с органами пожарного надзора. Правда, не всякая компания согласится на это при проведении тендера. Но в принципе, если клиент попросит об этом, уважающая себя фирма направит специалиста для осмотра места и согласования каких-то моментов, даже если она в дальнейшем и не выиграет конкурс.
Виды фейерверков
- Заказчик должен иметь какое-то представление о фейерверках, прежде чем объявлять конкурс?
Естественно. Стандартная композиция, которая в тех или иных вариантах исполняется всегда, состоит из трех частей: низовой фейерверк, парковый и высотный.
Низовым фейерверком называют статические пиротехнические конструкции, расположенные на небольшой высоте над землей - от 5 до 10 м. Это огромное количество видов пиротехнических элементов, которые крутятся и горят: «фонтаны», «водопады», «свечи», надписи, «фигуры бриллиантового огня» и т. п. В низовом фейерверке нет никаких элементов стрельбы, и на расстоянии 5 м он безопасен для зрителей. Эта пиротехника может стоять рядом с людьми: у сцены, на козырьке крыши и т. д. Низовой фейерверк очень красив, но не рассчитан на большую толпу. Люди могут просто его не увидеть, если фейерверочные фигуры не разместить там, где есть хороший обзор (на возвышенности, на противоположном берегу реки). Часто его используют на каких-то камерных, частных мероприятиях, где находится от двухсот до тысячи человек. Зато эти пиротехнические фигуры относительно недороги. Минута горения одной фигуры будет стоить от 1,5 до 3 тысяч рублей, а за двадцать тысяч можно получить уже очень красивое зрелище.
Фейерверк среднего уровня, или парковый, стоит гораздо дороже. Под этим названием объединены разные пиротехнические изделия, которые «стреляют» вверх не более чем на 50-60 м: «римские свечи», «бураки», салютные шары, изделия, которые создают свист и грохот.
- Чем хорош «парковый фейерверк»?
У такого фейерверка небольшой радиус опасной зоны (50-60 м), поэтому его просто вписать в ландшафт города, расположить на берегу реки, в парке. Оборудование, которое используется при проведении паркового фейерверка, небольшого калибра, поэтому его несложно поднять и на крышу здания. С помощью парковых пиротехнических изделий можно делать потрясающие фейерверки с огромным количеством эффектов. За минуту насыщенного, красочного паркового фейерверка, когда все полыхает, стреляет, свистит, гремит, надо заплатить от 8 до 15 тысяч рублей.
Сочетание низовой и парковой составляющей уже дает полноценный фейерверк, который может себе позволить небольшой город.
Высотный фейерверк, который у нас не совсем точно называют салютом, - наиболее затратная часть всего мероприятия. Обычно его используют в финале. Это самые большие изделия (калибр 200-300 мм), которые дают потрясающие по зрелищности эффекты, разрывы на высоте до 300 м сферой 150-300 м. Они затухают, затем появляется новый цвет и т. д. Такую картинку на протяжении 5-6 секунд может дать одно изделие. Если стандартный выстрел в парковом фейерверке стоит 150 рублей, то в высотном фейерверке его стоимость может доходить до 5 тысяч рублей. Причем длительность эффекта одинаковая - 5-6 секунд! За один выстрел высотного фейерверка можно сделать минуту паркового. Этот нюанс надо учитывать.
Композиция фейерверка
Постепенно фейерверк нарастает по интенсивности, яркости и высоте. Общая композиция такова: сначала - неспешный низовой фейерверк: горит, крутится, появляются надписи, «водопады», затем - парковый и под занавес - высотный.
Интенсивность стрельбы и композицию фейерверка прорабатывает фирма, исходя из своих художественных вкусов, возможностей и опыта. В минуту может быть и 10,и 100 выстрелов.
- А какая интенсивность предпочтительнее?
Здесь возникает некая коллизия. Часто заказчики говорят: «У нас есть такая-то сумма, нам нужен фейерверк на полчаса». И приходится вступать с ними в спор, убеждая, что это не лучший вариант. Технически сложностей никаких нет: пиротехник сидит за пультом и нажимает кнопки с той частотой, как пожелает заказчик. Но если мы будем стрелять «в час по чайной ложке», зрителям это вряд ли понравится.
Кажется, что час фейерверка, - это что-то потрясающее. На самом деле это не так. В 1986 году Япония решила показать в Москве искусство японского фейерверка и «разорилась» на очень дорогой подарок - часовой фейерверк. И... через 20 минут зрители устали. Поэтому оптимальная продолжительность городского фейерверка - 1 5-20 минут. Дольше 20 минут идут только огромные лазерно-музыкально-пиротехнические шоу, концепцию которых разрабатывают профессиональные режиссеры-постановщики.
Программа фейерверка
Определившись с местом проведения и вопросами безопасности, заказчик просит компании, которые он пригласил к участию в тендере, прислать программу фейерверка. Обычно она состоит из 10-15 пунктов. Пункт - это фейерверочная картина, которая сложена из определенного набора элементов. В нее может входить и сто, и две тысячи фейерверочных изделий.
В программе фейерверка должны быть: описание каждой картины фейерверка, ее стоимость и продолжительность, количество и калибры используемых изделий. То есть клиент должен по каждой картине, по каждой составной части иметь представление, за что он платит и что в результате получит. Хорошо, если кроме текстового описания ему предоставят и цветные фотографии фейерверка. Кстати, не стоит думать, что если под фотографией написано «1 минута», то именно такой картина и будет в небе одну минуту. Например, картинка «Цветок лотоса» будет постоянно меняться: красный цвет может перейти в зеленый, зеленый - в синий и т. д.
Зачастую люди, обращаясь в компании, не в состоянии оценить, что они в результате получают. Им присылают какие-то программы, а они даже не могут их сравнить, потому что каждая фирма делает их в своем стандарте.
- Да мне, например, слово «бураки» ничего не говорит.
А в программе может быть написано: «Бураки, 125 мм, 50 штук». Многие компании, к сожалению, пользуются неосведомленностью клиента, для того чтобы навязать ему вещи явно неподходящие. Предлагают цену подешевле, и клиент, обрадованный тем, что вместо 100 тысяч рублей фейерверк сделают за 90, заказывает его. А это просто неграмотно. Правильно поставленная задача - половина успеха.
- А сам клиент картины заказать сможет?
Вся беда у нас в том, что заказчик часто просто не имеет опыта в заказе такой сложной услуги, как фейерверк. Обычно нам звонят и спрашивают: «Сколько у вас стоит фейерверк?» На этот вопрос очень трудно ответить. Смотря что нужно, для чего, какое мероприятие. Легче исходить из той суммы, которую клиент может потратить на фейерверк.
Да и конкретные пожелания клиентов бывают просто не выполнимы силами пиротехники. Например, «сделать в небе надпись» могут люди, занимающиеся светом и лазерами. А есть фирмы, которые пообещают, а потом скажут: «Вы ничего не видели? Ну... тучи были». К сожалению, такое встречается.
Поэтому оптимально, когда заказчик, объявляя тендер, предложит не только место проведения фейерверка, но и бюджет, а также выскажет свои пожелания в общей форме: например, он бы хотел видеть в фейерверке надпись, «водопад» и салют. Основываясь на этом, уже можно составить предварительный сценарий для обсуждения.
Дополнительные расходы
Среднестатистический фейерверк к большому городскому празднику надо готовить дня три. При этом потребуется закрытое и охраняемое помещение для монтажа оборудования. Желательно, чтобы в программе была указана стоимость командировочных расходов. В некоторых городах проживание и питание стоят весьма дорого, и бригада из 2-3 человек может «проесть» пятую часть стоимости фейерверка.
Нужно учесть и затраты на перевозку оборудования. Заказчик, который звонит в Москву из Тюменской области и просит сделать фейерверк на 50 тысяч рублей, должен понимать: транспортные расходы «потянут» ровно на полфейерверка. Перевезти туда на машине спецоборудование стоит намного дороже, чем изготовить его на месте. Поэтому мы предлагаем клиенту изготовить оборудование по нашим чертежам, обеспечив его всей технической документацией. Затем присылаем материал для проведения фейерверка, пиротехников с необходимым дополнительным оборудованием, которое есть только у нас, и на месте «отстреливаем» фейерверк. А оборудование остается, и если заказчику не понравилось то, что сделала фирма, в следующий раз он может пригласить другую.
- Такое оборудование должен изготовить завод?
Это может быть даже мастерская, поскольку конструкции не очень сложные, просто нужно знать некоторые нюансы. Это очень значительная экономия
Итак, подытожим. Определившись с праздником, площадкой для проведения фейерверка и бюджетом, заказчик обращается в пиротехнические компании. После этого ему предстоит изучать готовые программы фейерверков. О том, как грамотно прочитать эти программы, мы расскажем в следующий раз.